Интересная профессия. Мононолог краснодарского ювелира
Профессию ювелира с древних времен называли ремеслом, это один из самых творческих видов ручного труда. Здесь мастер передает свою науку ученику, меняются вкусы и стили, а металлы и камни остаются неизменными.
31 января, в День ювелира, Юга.ру публикуют анонимный монолог краснодарского мастера ювелирного дела. Бизнес, связанный с драгметаллами и камнями, в России довольно жестко регламентирован, поэтому герой пожелал остаться неизвестным.
Ювелир — творческая профессия, но в последнее время в нее пришло много посторонних людей. Появились технологии, оборудование, и человеческий фактор потихонечку отходит на задний план. Но, конечно, есть определенные методики, которые выполняются только руками, и рукожоп этого не сделает.
Как появляются разные коллекции? Ты выражаешь свои эмоции, свои мысли. Вот кто-то увидел оливковое дерево и сказал: «Блин, оно приносит благо всему человечеству уже на протяжении веков, а его почему-то мало воспевают». Например, Tiffany в свое время сделали коллекцию «Лист оливы».
Металл содержит в себе энергетику. Есть редкие металлы, есть благородные, ювелир работает с благородным металлом. Золото, серебро, платина — они не окисляются, с ними ничего не происходит. Делают из железа, из силумина, из дерева, изделие есть изделие, просто срок службы разный. Есть вещи вечные, а есть пшик.
Китайская бижутерия — это хлам. Вот силумин, из него всякие штучки делают. Такое красивое изделие, блестящее, на вид как металл, а температура плавления у него ниже, чем у пластика, ты можешь нагреть пластик и им порезать силумин.
Изделия из платины несколько заводов в стране делают. Процесс обработки и работы с металлом очень сложный — в обычной кислородной среде расплавил, платина кислородом насытилась, свои свойства потеряла. Но у нее зато цвет всегда остается вообще неизменным без покрытий. На вид платину от изделия, например, с родиевым покрытием не отличишь, потому что родий — металл платиновой группы, он цвет имеет, грубо говоря, точно такой же, отличается микрооттенок.
Разные сочетания металлов — это очень интересно, меняется цвет, меняются свойства. Когда ты белое золото делаешь, допустим, с платиной, сплав получается фантастический, цвет остается белым навсегда. Я отлил кусок, работаю с ним, я отличу металл и состав сплава, обыватель — нет. Платина будет ярко-белая, прямо сверкающая, так и называется — платиновый блеск, цвет платины, даже не стальной. Приблизительно как полированная сталь. Не булатная сталь черных ножей, а именно какая-нибудь фирменная медицинская нержавейка — как зеркало, платина имеет такой блеск.
В последнее время начали просить розовое золото, если говорить о металле без покрытия. Сплавы я могу делать. Чтобы получить нужный цвет, добавляется нужная лигатура. Есть специальные лигатуры, которые идешь и покупаешь в магазине, мудрить не надо. Это даже в работе удобно, когда добиваешься одинакового цвета — мешаешь золото с лигатурой, цвет всегда ровный. А при желании можешь оттенки делать прямо плавно.
Оборудования ювелиру нужно много. Нужна куча денег и куча маленьких всяких приспособлений. Цифры невозможно подсчитать, каждый день что-то новое нужно покупать. Такого нет, чтобы ты один раз все купил и забыл. Основное — да. Станки, оборудование, вальцы надо, плавилка нужна по-любому, а вот литье в принципе необязательно, в городе есть люди, которые в это вложились, и они за деньги отливают. Ну просто сама литейка стоит денег.
Металл надо расплавить, потом раскатать, сделать из плитки пластину, проволоку нужной толщины и длины, это вальц называется. Чтобы сделать цепочку, на заводе стоит огромный станок, который сам тянет до нужной толщины проволоку, потом она подается в другой станок, и уже он начинает вязать цепочку. Там уже подсоединен станок с лазерной пайкой. На мелких цепочках чаще всего идет лазерная пайка, контактная. В промышленных масштабах это целая линия.
Вручную двухграммовую якорную цепочку ювелир не соберет никогда, определенные вещи может сделать только станок — настолько мелкая работа. А чтобы такой станок вообще запустился, необходимо около килограмма-полутора золота. И каждая такая производственная линия под лям стоит. Поэтому частные ювелиры такие заказы не берут и не делают, это можно в любом магазине купить. А вот какие-то красивые литые вещи, тут руками не перестанут делать. Даже детальку, полностью созданную на компьютере, должен обработать человек.
Лучше человека тебе никто не расскажет, тебя должны обучать, если говорить именно о ювелирном. Не просто токарный работник, которому один нарисовал, другой вырастил, третий отлил, а его задача — наждачкой пройти и отдать. Это я не считаю ювелиркой.
В последние годы ювелирная промышленность просела очень жестко — всему виной нынешний кризис. Все предыдущие кризисы люди покупали золото, а тут уже люди пришли продавать золото, чтобы закрывать кредиты. У людей просто закончились деньги.
Ювелирка — это роскошь, красивая роскошь на самом деле, это красиво, дорого и богато. И в определенной степени это вложение, хотя и не быстрые деньги. Золото вечное, это не биткоин. Да, бывают скачки, но ты по-любому знаешь, что через годы цена лома будет такая, как ты платил за изделие. Камни вообще в цене в принципе не теряют, но зависит от того, где покупать.
Рутину такую, цепочку запаять там, я понимаю, это нужно, но интересно делать красивые вещи, тратить время. Единицы покупают красивое, а хочется делать эксклюзивные вещи, выставочные. В нашем городе таких людей мало.
Заказывают много реплик, иногда еще и хотят полностью, типа с надписью Cartier. Кто-то покупает оригинал. Он, думаю, обойдется в несколько раз дороже, чем я сделаю.
Ювелирных мастерских много, но большинство делают в основном мелкий ремонт, а для этого высокой квалификации не требуется. Ювелирное изделие должно иметь свою стоимость, труд ювелира — это ж не кирпич положить, это ж все-таки драгоценность, в конце концов. Человек заказывает, а я с этим работаю, риски все на мне. Одно неправильное движение, допустим при закрепке камня, — вот он у меня коцнулся. Он стоит 100 долларов — ты потерял 100 долларов. А если камень стоит 10 тыс. долларов? Если ты готов к этому, ты берешься, если не готов — не бери это даже в руки посмотреть.
Сейчас столько технических возможностей: комбинируют цепи из золота, белое, красное, желтое, на железных винтах — и ничего, нравится. На железо ставят бриллианты — и нравится. Стекло берут, в него заклеивают бриллианты — тоже носят, радуются. Главное, чтобы это было красиво. Если человеку нравится, труд был не зря. Главное — доставить удовольствие. Чтобы была «моя прелесть».
Да, я могу отказывать, иногда отказываюсь. Главное, когда у человека есть какая‑то идея и задумка. С годами мне чуть проще понять, что он хочет, залезть ему в голову. Все равно это какая-то философия — ювелирные украшения, я так считаю. Мысли человеческие. По виду человека можно сказать, красиво или некрасиво сидит, мнение составить — не поймешь, сам человек купил или ему подарили.
На одном и том же человеке иногда можно увидеть абсолютно несуразные вещи, причем одновременно. Вот если на одну руку надеть непонятные, по стилистике абсолютно разные кольца на каждый палец, причем где-то еще и два на один, — да, вся рука в золоте, но ты сделай единую композицию по стилистике, по задумке, и пусть она закроет тебе всю руку. Это ж можно сделать красиво, зачем на одну руку наляпать тут Bvlgary, тут бабушкино кольцо с красным камнем, тут Tiffany одновременно несколько — оп, у нее есть все.
Любит она зеленый цвет, изумруд, будет покупать к нему зеленое платьишко. Кто-то любит рубин, будет покупать к нему красную BMW. Это женщины. Мужчины менее привередливы в ювелирных украшениях, викингов мало. Основная масса — крест и обручалка, реже перстни.
Мечта ювелира — это когда приходит к тебе клиент и говорит: «Мне надо в этом месяце пять изделий». И ювелир успевает обслуживать только одного человека. И такие люди знают, чего хотят, что им нужно. Какие камни и так далее.
У определенных камней одно и то же название, но из-за места происхождения цвет разный. Либо камень должен быть мутный, и его цвет будет открываться, он тогда ценен, либо он идеально прозрачный, и у него должна быть, допустим, маленькая зеленца, и тогда начинает сверкать абсолютно иначе. Смотришь на этот камень в журнале — он на картинке одинаковый, а когда ты его берешь живьем, блин, они все разные. Минерал — это минерал, он долго рос. Крупный камень — это красиво. А из мелких зато можно делать красивые рисунки, играть цветами, плавные переходы, вот это тоже очень красиво.
Бриллиант столько стоит потому, что он вечный, ну если не молотком по нему. Людям сложно объяснить, что помимо бриллианта еще существуют камни, которые стоят так же. Они редкие, красивые, и в итоге они драгоценны. Это химия, кристаллические решетки. Одна молекула стала по-другому — и все, цвет камня поменялся.
Есть и синтетические все эти камни, например, сапфир, из которого делают стекло для часов. Научились делать и разноцветные. Но даже выращенный, камень все равно стоит денег.
Самое главное в камне — это огранка и полировка. Гранят и вручную, но я сам не граню, это отдельная профессия — не ювелир, это огранщик. Если он нормальный огранщик, он больше ничего не делает, у него просто ни на что другое времени нет.
Можно купить и в Краснодаре камень, принести и заказать изделие. Но редкие дорогие камни выставляются и продаются только на специализированных выставках для профессионалов, где каждый камень имеет сертификат.
Ювелирка — это кайф, это прекрасно, для девушки это вообще прекрасно. Испокон веков люди украшали себя, они считали, что они не совсем совершенны, цацки какой-то хотелось на себя. Сущность человека же осталась — добудь, съешь и проживи. Но надо ж себя и радовать, баловать.